Целью семинара являлось обсуждение итогов апробации модели целевой подготовки педагогов в рамках образовательной области «Образование и педагогические науки». Участники семинара обсудили проделанную большую работу, направленную на обеспечение устойчивого функционирования модели целевой подготовки педагогов, создание условий стабильного функционирования педагогического сообщества и формирование основ сопровождения жизненного цикла профессии педагога.
В работе семинара приняли участие 231 человек. В их числе:
- зарубежные и российские эксперты в сфере высшего образования,
- представители ректорского корпуса,
- представители административно-управленческого аппарата системы образования,
- представители общественных организаций,
- организации-работодатели,
- научные и профессионально-педагогические работники учреждений высшего образования,
- координаторы проекта от пилотных и инициативных площадок апробации модели,
- будущие наставники выпускников от кафедры и наставники от организаций-работодателей, с которыми вузы осуществляют сотрудничество в рамках постдипломного сопровождения, − педагоги, учителя-предметники, классные руководители, руководители предметных методических объединений, работники ДОУ, СПО, желающие и готовые транслировать опыт и свои достижения молодому поколению профессионалов, сопровождать профессиональное становление молодых педагогов,
В мероприятии приняли участие научно-педагогические работники и административно-управленческий аппарат 18 российских университетов, среди которых:
- Алтайский государственный педагогический университет,
- Армавирский государственный педагогический университет,
- Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта,
- Волгоградский государственный социально-педагогический университет,
- Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко,
- Ивановский государственный университет,
- Костромской государственный университет,
- Марийский государственный университет,
- Набережночелнинский государственный педагогический университет,
- Новосибирский государственный педагогический университет,
- Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина,
- Тихоокеанский государственный университет,
- Удмуртский государственный университет,
- Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова,
- Ульяновский государственный технический университет,
- Уральский государственный педагогический университет,
- Чеченский государственный педагогический университет и другие.
На пленарном заседании выступили:
- Родионова Елена Леонидовна, заместитель министра образования Нижегородской области,
- Федоров Александр Александрович, ректор ФГБОУ ВО «НГПУ им. К.Минина»,
- Папуткова Галина Александровна, проректор по учебно-методической деятельности ФГБОУ ВО «НГПУ им. К.Минина»,
- Волохов Сергей Павлович, начальник учебно-методического управления ФГЮОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет»,
- Девяткина Тамара Владимировна, ректор ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. Н.А. Ульянова»,
- Минюрова Светлана Алигарьевна, проректор по учебной работе ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет».
Участники семинара познакомились с деятельностью выставочных площадок, с такими проектами как «Сервис постдипломного сопровождения», «Педагогическая карта мира», электронное портфолио, «Конфигуратор личного успеха», Портал инклюзивного высшего образования, Геоинформационный атлас Нижегородской области, «Портрет педагога», а также расчет контрольных цифр приема по УГСН «Образование и педагогические науки».
На дискуссионных площадках семинара обсуждались система расчета контрольных цифр приема на ОПОП УГСН «Образование и педагогические науки»; вопросы организации трудоустройства выпускников программы целевого обучения; проблемы разработки и реализации программ социальной поддержки участников программы целевой подготовки; аспекты обучения студентов образовательной организации высшего образования, заключивших договоры о целевом обучении: проблемы и решения с учетом региональной специфики на уровнях подготовки - бакалавриат и магистратура; КЭГ в структуре механизма целевого обучения: варианты реализации модели; роль педагогической магистратуры и постдипломного сопровождения выпускников программы целевого обучения в короткой карьерной линии учителя.
Участники семинара поддержали необходимость реализации новой модели целевой подготовки педагогов в субъектах РФ, предложенную Мининским университетом, как важнейший инструмент построения системы кадрового обеспечения образования в регионах России, формирования педагогической элиты.
Участники семинара посчитали необходимым:
- Рекомендовать модель целевой подготовки к широкомасштабному тиражированию, признавая тем не менее ее поддержку в части изменения федерального законодательства, регламентирующего процессы целевой подготовки.
- Продолжить работу по созданию условий для развития системы поддержки выпускников педагогических вузов в части: формирования единых экзаменационных материалов КЭГ, привлечения региональных ресурсов к реализации программ социальной поддержки участников целевой подготовки, а также в части формирования программ страхования, исполнения условий договора КЦОТ, определения статуса наставника в вузе.
- Предусмотреть создание условий для финансовых гарантий в системе поддержки и сопровождения выпускников наставниками от образовательных организаций и вузов.
- Обеспечить качественный долгосрочный прогноз социально-экономического и научно-технического развития региона в контексте потребностей в кадровых ресурсах и возможностей трудоустройства выпускников программы целевой подготовки. Использовать данный прогноз при формировании адекватной профессионально-квалификационной структуры подготовки обучающихся, обеспечивающей сбалансированность рынков труда и образовательных услуг.
- Обеспечить создание условий и поддержку процессов внедрения и широкомасштабного распространения новой модели целевой подготовки педагогов в рамках образовательной области «Образование и педагогические науки».
- Обеспечить поддержку и условия реализации сетевого взаимодействия участников внедрения и широкомасштабного распространения вариативной модели целевой подготовки педагогов в рамках образовательной области «Образование и педагогические науки».