Федеральный проект модернизации педагогического образования: основные результаты деятельности Мининского университета

На первом этапе проекта (2014-2015 гг.) университет реализовал государственный контракт «Разработка и апробация новых модулей и правил реализации основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки – Специальное (дефектологическое образование), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия». В рамках проекта коллективом Мининского университета были разработаны модули по программам специального (дефектологического) образования, которые прошли апробацию на базе еще трех вузов: Московский городской педагогический университет, Российский государственный педагогический университет им. Герцена, Новосибирский государственный педагогический университет.

На втором этапе проекта (2016-2017 гг.) университет реализовал государственный контракт «Разработка моделей целевой подготовки педагогов в рамках образовательной области «Образование и педагогические науки». Базой апробации разработанной вариативной модели целевой подготовки педагогов явились четыре пилотных площадки (перечень которых утвержден Заказчиком) в трех федеральных округах:

  • Приволжский федеральный округ: Министерство образования и науки Ульяновской области  ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова»  общеобразовательная организация в сетевом взаимодействии;
  • Уральский федеральный округ: Министерство общего и профессионального образования Свердловской области  ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»  общеобразовательная организация в сетевом взаимодействии;
  • Сибирский федеральный округ: Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края  ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет»  общеобразовательная организация в сетевом взаимодействии;
  • Приволжский федеральный округ: Министерство образования Нижегородской области  ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина»  общеобразовательная организация в сетевом взаимодействии.

Также в инициативном порядке к апробации модели целевой подготовки педагогов подключились следующие вузы-партнеры: Марийский государственный университет, Сыктывкарский государственный университет им. П. Сорокина, Удмуртский государственный университет, Набережночелнинский государственный педагогический университет, Чеченский государственный педагогический университет, Глазовский государственный педагогический институт им.В. Короленко.

Реализованная программа модернизации педагогического образования имела ярко выраженные эффекты не только на уровне вуза, но и на уровне региона и всей Российской Федерации. 

Для Мининского университета:

Реализация проекта привела к системной модернизации образовательной деятельности в вузе. Было произведено  содержательное и структурное обновление образовательных программ, основанное на  интеграции ФГОС высшего образования и Профессионального стандарта и поддержанное новыми логистическими решениями модернизации образовательного процесса. Разработаны модульные учебные планы, гибкость и вариативность ОПОП . Получили развитие ресурсы и механизмы сетевого взаимодействия и академической мобильности,  обеспеченные консолидацией инновационных  сетевых ресурсов в области гуманитарно-педагогического и социально-культурного образования, совместных R&D и издательских проектах. В режим функционирования вошла система Клинических баз практик. Создан кластер программ двойных дипломов. Получила развитие система управления самостоятельной работой студентов, предоставляющая возможность опережающего моделирования реальности, быстрой и успешной адаптации к динамичным условиям профессиональной деятельности. Таким образом, изменился дизайн образовательной среды вуза.

Важным эффектом реализации проекта стало создание электронных сервисов сопровождения жизненного цикла ОПОП (от профориентации до постдипломного сопровождения). Разработаны и апробированы сервисы сопровождения и удержания в профессии будущих учителей. Таким образом, получил развитие проект «цифровая педагогика» в вузе.

 Для региона:

  • формирование банка данных и карты  потребностей региона в педагогических кадрах,
  • вовлечение региональных органов власти в процесс отбора и подготовки наиболее мотивированных и высокообразованных педагогических кадров,
  • создание регионального социально-образовательного кластера для решения  проблем кадрового развития и обеспечения системы образования,
  • подготовка вузом «команд изменений» из выпускников вуза по педагогическим направлениям подготовки для школ города.

Для страны в целом проект послужил толчком повышения престижа педагогических направлений подготовки, о чем свидетельствует повышение проходного балла абитуриентов. Разработана и апробирована  модель целевой подготовки педагогов, включающая методические рекомендации и проекты нормативно-правового сопровождения, являющаяся основой для сопровождения жизненного цикла профессии «учитель» и обеспечивающую формирование педагогической элиты. Создание единого профессионального поля педагогического образования, сетевых механизмов профессионального взаимодействия  позволило транслировать новые образцы практического опыта и развивать академическую мобильность, как эффективного инструмента повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.

Поделиться