История Мининского Университета

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) — вуз с богатыми традициями: учительский институт был основан в нашем городе в 1911 году, три четверти учителей в Нижегородской области — наши выпускники. Кроме того, среди наших студентов — психологи и лингвисты, инженеры и управленцы, художники и дизайнеры.

Справка о главном здании

В 1911 г. для нужд Нижегородского учительского института был арендован дом купца А.А. Наумова на Большой Покровской улице (в настоящее время дом № 33). Однако уже в сентябре 1914 г. по распоряжению нижегородского губернатора здание института было реквизировано, и в нем разместился 2-й Оссовецкий крепостной госпиталь. Занятия перенесли в Кулибинское ремесленном училище. В доме Наумова остались лишь канцелярия, библиотека, физический и естественно-исторический кабинеты. В 1915 г. педсовет при участии Д.В. Сироткина рассмотрел вопрос о собственном здании для института. Почетный попечитель предложил приспособить для этих целей бездействующий винный склад и даже готов был принять на себя «дальнейшие заботы». Однако уже в июле присмотренное здание переоборудовали под мастерскую по изготовлению военного снаряжения. До 1921 года институт ютился в двух зданиях на Большой Покровке (дома № 32 и 33), когда президиум Нижегородского губисполкома передал здание бывшей 1-й мужской гимназии, которое занимает и поныне. В первой половине 30-х годов гимназический корпус был надстроен: над боковыми его частями (бывшими флигелями, соединенными с основным корпусом) было выстроено по два этажа, а над главным корпусом — один. Это существенно пополнило аудиторный фонд. Изменился и внешний вид здания, выходящего на пл. Минина. Что касается примыкающего к старому нового корпуса, выстроенного в 1903 году, то он остался без изменений. С началом Великой Отечественной войны основное здание института было отдано под штаб Московского военного округа и госпиталь, а пединститут переехал в здание сельхозинститута, бывшую духовную семинарию. Впоследствии университет вернулся в свое здание. Фасад здания был впервые отреставрирован осенью 2015 года.

1911

Учебные занятия в институте и городском училище при нем начались 4 октября 1911 г., хотя торжественное открытие нового учебного заведения назначили на 17 октября. Накануне начала учебного года сложился штат преподавателей, многие из которых приехали из других городов. Так, преподавателем истории назначили Михаила Николаевича Кутузова, ранее служившего в Гомеле. С началом Первой мировой войны М.Н. Кутузов читает учащимся института лекции о причинах развернувшейся «Великой европейской войны».

А в период с 25 октября 1915 г. по 31 марта 1916 г. М.Н. Кутузов исполнял обязанности директора Нижегородского учительского института. Подобное замещение было вызвано тем, что назначенный 26 октября 1915 г. директором института Дмитрий Сергеевич Леонардов заболел и умер, пробыв в своей должности всего 10 дней (с 19 по 29 декабря 1915 г.).

В период революционных преобразований 1917 г. М.Н. Кутузов проявил себя как видный общественно-политический деятель, став председателем Нижегородского губернского Совета крестьянских депутатов, членом Нижегородского губернского исполнительного комитета и гласным Городской думы.

Первый выпуск воспитанников Учительского института 1914 г. совпал с началом Первой мировой войны. Многие учащиеся, выпускники и педагоги отправились на фронт. В октябре 1914 г. в действующую армию на западную границу бежал ученик городского училища при институте Гриша Корочкин. В Киеве его обнаружили и вернули обратно к родителям. В марте 1915 г. им была совершена вторая попытка, на этот раз удачная: мальчик пробрался в расположение Кавказской армии в Сарыкамыш, где вступил добровольцем в одну из военных дружин и принял участие в боевых действиях. В сентябре 1915 г. Корочкин прислал директору института письмо с просьбой выдать ему аттестат об окончании училища, что дало бы ему право поступить в школу прапорщиков.

1919

В 1918 г. началась организация нового вуза. Эта работа проходила в условиях продолжающейся гражданской войны и углубляющегося экономического кризиса. При этом «подвешенное» состояние института (еще с октября 1917 г. началась частичная реформа института в соответствии с распоряжениями несуществующего Временного правительства, с другой стороны – в начале июля 1918 г. губернский комиссариат по народному просвещению принял план преобразования учительского института в педагогический факультет Нижегородского университета) не мешало научно-организационной работы.

В частности, на заседании 14 февраля 1919 г. педсовет согласился принять на себя обязанности и функции Организационного Комитета по созыву летом 1919 г. «Первого Съезда Всероссийской Научно-Педагогической Ассоциации», созданной для научно-теоретической и практической разработки педагогических проблем, а также для организации исследований школьного дела в России.

1921

С 1924 г. все большее внимание уделяется новым методам преподавания, сочетавшим лекционные, лабораторные, семинарские и исследовательские методы. Переход от традиционной лекционной системы преподавания к «активным» методам связывался с организацией в институте педологических исследований и практических занятий по экспериментальной психологии и педагогике. В русле этого направления прошло присоединение опытно-показательной школы имени В.И. Ленина к педагогическому институту в начале 1925 года.

Активизируется культурно-просветительская работа среди студентов института. Силами студенчества создается Культурный университет, в рамках которого проходили лекции, действовала школа стенографии, кружки и оркестр. Вводился культминимум: необходимо было прочесть перечень художественной литературы, посетить музеи, дважды в месяц сходить в кино и театр, а так же студент института обязывался посетить в году не менее двух вечеров классической музыки.

1930

С началом Великой Отечественной войны 59 человек преподавателей и студентов сразу записались добровольцами на фронт. Летом 1941 г. 350 студентов ГГПИ пошли работать на военные заводы г. Горького, 120 человек – в совхозы, 210 человек сдали кровь для раненых. Всего за годы войны более 400 студентов ГГПИ воевало на фронтах Великой Отечественной войны.

Начиная с 60-х годов в институте развернулась активная работа Научного студенческого общества (НСО). К 1970 г. в деятельности НСО принимало участие более 800 студентов института.Активно действовали студенческие кружки. Так, на биолого-географическом факультете под руководством доцента Т.А. Исаевой работал кружок диалектологии и топонимики. Члены кружка выпускали газету «Топонимист» и работали над составлением топонимической картотеки Горьковской области. На филологическом факультете работал лексикографический кружок во главе с доцентом Ю.С. Язиковой, которая участвовала в составлении словаря А.М. Горького. Расширилась научно-исследовательская деятельность студентов. В 1973 г. был создан институтский совет по НИРС под председательством проректора по науке А.Г. Карманова

В 1966 г. в институте создали комплексную лабораторию технических средств обучения (ТСО),включавшую лингафонный кабинет, фотолабораторию, кабинет учебного кино, фонотеку и класс программированного обучения.В 1978 г. в ГГПИ появилась первая ЭВМ, которую стали использовать в преподавании дисциплины «Вычислительная математика и программирование» на математическом факультете, затем на физическом. Второй компьютер был передан институту из НИРФИ в 1982 году. К 80-ым годам на кафедре информатики и электронно-вычислительной техники была создана лаборатория ЭВМ, включавшая два дисплейных класса с использованием персональных компьютеров фирмы «Ямаха» и «Электроника-Д3-28», мини-ЭВМ «Искра-226», машинный зал ЭВМ «Наири-К» и кабинет вычислительной математики, оснащенный микрокалькуляторами различных типов.

В 1961 г. по решению ректората и общественных организаций института было решено построить спортивно-оздоровительный лагерь на берегу Горьковского водохранилища, который начал функционировать уже 16 июля 1961 г.

Одним из направлений деятельности преподавателей вуза в 60-70-е годы было выполнение работ по договору с отдельными предприятиями и учреждениями. Так, на кафедре физической географии ГГПИ 10 преподавателей под руководством профессора А.И. Климова участвовали в разработке проекта «Изучение и оценка природно-географических условий г. Горького и его природных зон в связи с проблемой градостроительства». Результаты их работы были использованы в ходе реализации генплана реконструкции города.

В 1986 г. ГГПИ им. М. Горького отметил свое 75-летие. Трудовые достижения вуза были отмечены высокой правительственной наградой. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 марта 1987 г. институт был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

1993

В Основа для преобразований в ГГПИ им. М. Горького была заложена еще на рубеже 1980–1990-х годов. В 1989 г. институт становится участником научного эксперимента, проводимого Министерством образования РСФСР по созданию научно-методичес ких условий перехода на систему многоуровневого педагогического образования. Результатом эксперимента стали разработка научной концепции, учебных планов, программ учебных дисциплин.1991 г. в числе первых одиннадцати педвузов страны институт получил разрешение Министерства образования РФ на проведение эксперимента по внедрению многоуровневой системы.

Переход к многоуровневому образованию привел в начале 1990-х годов к серьезной структурной реорганизации вуза. Вместо факультетов были организованы четыре департамента: «Естествознание» , «Педагогика», «Гуманитарные знания» и «Профессионально е обучение», объединявшие в одно направление профили подготовки бакалавров. Однако деятельность университета на такой основе не оправдала себя. Все это, в конечном счете, предопределило возврат в 1995 г. к прежней факультетской структуре.

Продолжалась работа педколлектива вуза по интеграции образовательного процесса с практикой. Она проводилась в рамках учебно-научно-пе дагогического комплекса (УНПК) – «Вуз – школа – дошкольное учреждение», существовавшего на основе договорных отношений института, факультетов и кафедр с отдельными школами, дошкольными учреждениями, органами образования. В составе УНПК действовал ряд базовых школ, факультетов, кафедр. Материалы по совместной деятельности ГГПИ им. М. Горького и педагогической гимназии (бывшая школа № 80) в 1991 г. экспонировались на ВДНХ. К середине 1990-х годов УНПК объединял педагогическую гимназию, школы № 35 и № 176, Центр одаренных детей, Дзержинский, Нижегородский, Городецкий педагогические колледжи, Лукояновское педучилище.

В 1993 г. вуз получил новый статус: согласно приказу Министерства образования Российской Федерации № 312 от 26 июля институт был реорганизован в Нижегородский государственный педагогический университет.

2011

В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ (№ 1466 от 7 апреля 2011 года) произошла реорганизация ГОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет» и ГОУ ВПО «Волжский государственный инженерно-педагогический университет» в форме присоединения ВГИПУ к НГПУ. 7 сентября 2011 года постановлением Правительства Нижегородской области вузу присвоено имя Козьмы Минина: Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина — Мининский университет.

В вузе было образовано 6 факультетов, на которых обучалось более 12 000 студентов. Руководством обновленного вуза, во главе с ректором Александром Федоровым, была разработана стратегия развития Мининского университета 2013-2023.